Многоаспектность рекультивации земель

и особенности правового регулирования

Деятельность по рекультивации земель многоаспектна в том понимании, что ею могут охватываться разные виды деятельности и работы в их составе, в отношении которых устанавливается неодинаковый правовой режим и разные требования, на осуществление которых необходимо получение разного рода разрешительной и иной документации. Безусловно, перечень требований, предъявляемых к проведению рекультивации и возможность проведения определенных видов работ в составе рекультивации, обуславливают используемый материал; категория нарушенных земель и вид разрешенного использования; объект рекультивации и причина деградации земель (например, добыча полезных ископаемых; иная хозяйственная деятельность; естественный природный фактор); лица, осуществляющие рекультивацию (лица, деятельность которых привела к деградации земель; недропользователи; собственники; арендаторы и др.) и др.

Действующее законодательство и правоприменительная практика, при условии соблюдения установленных требований, запретов и ограничений, определяют возможность использования при рекультивации земель разных материалов:

- отходов производства и потребления (проект рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления, перечисленных в п.1 ст. 46.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подлежит обязательной государственной экологической экспертизе; законодательство устанавливает запрет на использование отдельных видов отходов при рекультивации земель);

- вскрышных и вмещающих горных пород, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, и не являющихся отходами производства и потребления в понимании ст. 23.5. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (их использование для целей рекультивации согласно ст. 23.5. Закона РФ «О недрах» осуществляется исключительно недропользователями с учетом положений проектной документации, связанной с пользованием недрами);

- побочных продуктов, не являющихся в понимании Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходами производства и потребления (законодательство предусматривает перечень веществ и предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства; необходимы документы, подтверждающие статус побочных продуктов, ведение отдельного учета побочной продукции от основной продукции производства, правомерность их получения, нахождения и обращения и безопасность использования для целей рекультивации; не допускать при обращение с побочными продуктами загрязнения окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов; не допускать передачу третьим лицам побочных продуктов, не соответствующих установленных законодательством требованиям к сырью либо продукции);

- готовой продукции, например, рекультиванта (законодательство не ограничивает перечень отходов, которые могут служить исходным сырьем для производства рекультиванта, однако, для производства рекультиванта с использованием отходов необходимы документы на технологию его производства, документы, подтверждающие качество произведенной продукции и безопасность его использования для целей рекультивации, при утилизации отходов I-IV классов опасности потребуется также соответствующая лицензия на деятельность по обращению с отходами).

При этом на каждый такой используемый материал должны быть документы, позволяющие, во-первых, идентифицировать соответствующий продукт/отходы/побочный продукт (его наименование, вид, количество и класс опасности, образование, получение, производство исходя из эколого-разрешительной, отчетной и иной документации), во-вторых, подтвердить оценку его соответствия требованиям действующего законодательства и безопасность использования для окружающей среды (например, положительное заключение ГЭЭ; сертификат соответствия, протоколы исследований).


Если при рекультивации земель используются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы недропользования V класса опасности, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами, а также отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковые отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности, такой проект рекультивации в силу требований п.1 ст. 46.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п. 7.4. ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» подлежит обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Существует много вариантов рекультивации земель с использованием отходов. Так, проектом рекультивации может предусматриваться использование собственных отходов; использование отходов, принимаемых от сторонних организаций; использование отходов, находящихся на рекультивируемых земельных участках от прошлой деятельности сторонних организаций (отвалы горных пород; шлаковый отвал); использование отходов, собственники которых неизвестны. Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемые при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются, например, отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. При рекультивации земель с использованием отходов V класса опасности соответствующая лицензия не потребуется. При этом используемые/утилизируемые при рекультивации земель отходы (вид по ФККО, количество и класс опасности) должны одновременно соотноситься и с проектом рекультивации, и с лицензионными условиями: возможность утилизации отходов конкретного наименования, вида (по ФККО) и класса опасности на конкретной территории определяется в приложении к соответствующей лицензии, и с документами, подтверждающими учет и движение отходов. Важно помнить, что при рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные действующим законодательством, и, прежде всего, федеральными законами. Например, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров; не допускается захоронение токсичных вскрышных пород при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации; не допускается использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы; необходимо проводить государственную экологическую экспертизу проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления; проектов ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проектов рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности и др.
Существует практика рекультивации нарушенных земель с использованием рекультиванта — готового продукта, при производстве которого, главным образом, используются отходы производства и потребления. Способы приобретения и производства рекультиванта также различны. Так, готовый рекультивант может приобретаться у сторонних организаций, либо производиться лицом, осуществляющим рекультивацию земель. В последнем случае лицо, осуществляющее рекультивацию, будет осуществлять рекультивацию земель как природоохранную меру, направленную на восстановление земель, и хозяйственную деятельность — по производству рекультиванта. Требования к осуществлению указанных видов деятельности различны. При производстве рекультиванта предполагается строительство площадки, которая должна отвечать природохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Промышленная площадка, на которой осуществляется деятельность по обработке и утилизации отходов, должна быть поставлена в Реестр ОНВОС. Соответствующая производственная деятельность должна осуществляться с учетом категории земельного участка, целевого и разрешенного использования земель. Производство рекультиванта предполагает не только наличие документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), но и наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель. Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии — если, например, при производстве рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности).

Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года - конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Кроме того, необходимо принимать во внимание и тот факт, что объектом государственной экологической экспертизы являются проекты на новую технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду (например, документация на производство рекультиванта), а также проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (например, если производственная площадка по производству рекультиванта/готового продукта будет относиться к ОНВОС I категории).

Особое значение при реализации отношений по рекультивации земель приобретают принятые в июле 2022 года федеральные законы: Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2023 года, и Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 343-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2023 года.

Кроме того, во внимание необходимо принимать обновленные требования законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в основной своей части вступающие в силу с 1 сентября 2024 года (См. Федеральный закон от 28.04.2023 № 170-ФЗ, Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ). С 1 сентября 2024 года в обновленной редакции будет действовать Положениео лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Многоаспектность деятельности по рекультивации земель предполагает индивидуальный подход при рассмотрении каждого конкретного случая и возникновения неодинаковых правовых последствий.

В свою очередь, перечень требований, регламентирующих деятельность по рекультивации земель, и, соответственно, перечень документов, необходимых для ее осуществления, обусловлен следующими факторами: видами деятельности и перечнем работ, выполняемых при рекультивации; видом материала, используемого при рекультивации земель; категорией и разрешенным использованием земельных участков, специальным режимом использования земельных участков, обусловленным обременением; особым статусом объекта, расположенного на рекультивируемом земельном участке (объект размещения отходов; объект накопленного вреда окружающей среде; опасные производственные объекты I и II класса опасности; горные выработки).

В связи с чем, при реализации деятельности по рекультивации земель необходимо соблюдать следующие требования:

- требования, предъявляемые к осуществляемой деятельности (деятельности по рекультивации земель; деятельности по производству рекультиванта/готовой продукции; деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности);

- требования, предъявляемые к обращению и производству материалов, используемых при рекультивации земель, а также предусматривающие возможность и условия их использования: отходов производства и потребления (с учетом наименования, видов, количества и класса опасности отходов; принадлежности отходов — собственные отходы, отходы от сторонних организаций, брошенные отходы, отходы от прошлой хозяйственной деятельности, отходы, собственники которых неизвестны согласно документации по обращению с отходами); готовой продукции (наименование, назначение, соответствие законодательству, документам по стандартизации, техническим условиям согласно декларации/сертификату соответствия/протоколам испытаний); вскрышных и вмещающих горных пород, образовавшихся при осуществлении пользования недрами (согласно проектной документации, связанной с пользованием с недрами);

- требования, предъявляемые к земельным участкам, на которых планируется осуществлять деятельность по утилизации, переработке отходов, к рекультивируемым земельным участкам, с учетом категории земель и их разрешенного использования; правового режима находящихся на рекультивиуемых земельных участках объектов: объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде, опасных производственных объектов I и II класса опасности, горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
- требования, предъявляемые к площадкам сбора, складирования, накопления отходов производства и потребления, в последующем утилизируемых при рекультивации земель или при производстве рекультиванта/готовой продукции.

Соответствующие требования содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в Земельном кодексе РФ, в Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в Градостроительном кодексе РФ, в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, в санитарных нормах и правилах, документах по стандартизации и др.