Наличие в предписание общего требования природоохранного законодательства делает предписание неисполнимым, поскольку требование законодательства обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса должно соблюдаться всегда безотносительно факта наличия или отсутствия нарушений в части превышения нормативов. Кроме того, законодательство не предусматривает право надзорному органу выдавать предписания о совершении действий, направленных на предотвращение возможных нарушений в будущем.
Кроме того, неисполнимым предписание считается и тогда, когда не определены меры, направленные на снижение установленных превышений нормативов. Адресат законного предписания государственного органа должен четко понимать, какие от него требуются действия, в каком объеме и какого содержания. В свою очередь, для того, чтобы определить способы устранения нарушений, необходимо разобраться с причинами их возникновения, исследовать материалы и документы, направленные на исполнение предписания.
Предписание не будет соответствовать требованиям действующего законодательства, если: содержит общую формулировку, лишь констатирующую, что организация должна обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах; не определяет ни количество, ни виды загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов допустимых сбросов, ни показатели соответствующих превышений; отсутствует определенность в том как должно обеспечиваться соблюдение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ; не конкретизирует способы его исполнения, способы устранения нарушений, действий, которые должно совершить предприятие с целью устранения вменяемого нарушения; устанавливает заведомо неисполнимый срок устранения нарушений.
Между тем, считаем, что обеспечение утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект главным образом обеспечивается технологическим процессом по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и зависит от качества сточных вод абонентов. Поэтому основным способом устранения нарушений, выраженных в превышении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты является реконструкция или строительство новых очистных сооружений. В связи с чем считаем, что при определении сроков исполнения предписания необходимо ориентироваться на сроки и этапы работ по реконструкции, строительству очистных сооружений.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 305-КГ16-4786, неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельными основаниями для признания его недействительным. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 N 04АП-4998/2020 по делу N А78-15216/2019, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2019 N Ф09-7132/19 по делу N А60-438/2019, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2019 N Ф05-21595/2018 по делу N А40-46566/18-72-444, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2019 N Ф05-5860/2019 по делу N А40-196040/2018, которыми требования организации удовлетворены, поскольку оспариваемые предписания не отвечают критерию конкретности (определенности) и являются неисполнимыми. Кроме того, судами отмечается, что надзорным органом не установлена возможность реального исполнения в установленный срок указанных в предписаниях нарушений.